Нас часто просят: «Предложите хорошую структуру».
Мы отвечаем: «Давайте сперва определимся со
стратегией продаж и опишем процессы работы с клиентами».
Структура отдела продаж хороша, если соответствует вашим бизнес-процессам. И плоха, если не соответствует.
Обратите внимание на следующие особенности вашего бизнеса:
- инновационность продукта (от продавца требуется сложная коммуникация);
- сложность продукта (от продавца требуется профессиональная подготовка);
- сегменты клиентов (работа с оптовиками, конечными потребителями и профессиональными пользователями сильно различается);
- операционный или консультационный тип продаж.
С последним пунктом разберемся отдельно.
В операционных продажах важен качественно исполненный процесс. Хороший пример — продажа колбасы в продуктовые магазины. Процесс легко формализуется, разбивается на этапы и делится на роли.
В консультационных продажах нужно помочь клиенту, определить (или сформировать!) потребность, качественно презентовать продукт, ответить на сложные вопросы, завоевать доверие. Ключевой элемент таких продаж — эксперт, и его работу трудно формализовать. Главное, что нужно сделать — освободить его от «лишних» задач, обеспечить мощной поддержкой бэк-офиса.