Кризис-2020 походит на текущий состоянием экономики на входе. Её устойчивости к ударам.
И тогда, и сейчас мы входили в «турбулентность», имея:
- профицит бюджета,
- большой запас прочности платежного баланса (в страну приходит денег больше, чем уходит),
- отсутствие серьезных проблем в экономике на макроуровне, полностью восстановившейся после предыдущего кризиса.
Это позволяет рассчитывать на относительно спокойное течение и прочную базу для старта роста экономики.
Из новых вводных наиболее значительной является военная операция, которая предполагает рост бюджетных расходов и геополитические риски.
На текущий момент мы уже увидели, что реализация геополитического риска имеет неоднозначные последствия. К примеру, ряд стран, которые решили «разрушить российскую экономику санкциями», бумерангом получили серьезные проблемы: девальвацию, инфляцию, снижение ВВП и «веса» на экономической карте.
При этом абсолютной изоляции РФ не произошло. Более того, объединение БРИКС, в котором Россия имеет прочное и важное место, заиграло новыми красками.
К БРИКС решили присоединиться Турция, Иран, Аргентина, Саудовская Аравия, Алжир и Египет. А значимость и экономическое влияние объединения могут серьезно возрасти (суммарное население БРИКС без кандидатов – 3,2 млрд человек против 800 млн у G7. БРИКС с кандидатами отстает по объему ВВП от G7, но важно понимать, что они находятся в очень разных фазах экономического развития).
Это позволяет России изменить географию экспорта и импорта. Мы уже видим, что это получается успешно, хоть и дорого (инвестиции в логистику, скидки на экспорт, премии за импорт).